Главная   Добавить в избранное Материал к экзамену по философии | шпаргалка


Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады, сочинения, шпаргалки, изложения, топики, бестселлеры - скачать бесплатно Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады, шпаргалки и т.п - у Нас можно скачать бесплатно.
 Поиск: 
Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Шпаргалки
Доклады
Сочинения
Изложения
Топики
Бестселлеры
Авторские материалы
Отчеты

 

 


Материал к экзамену по философии - шпаргалка


Категория: шпаргалка
Рубрика: Философия
Размер файла: 55 Kb
Количество загрузок:
10
Количество просмотров:
1095
Описание работы: шпаргалка на тему Материал к экзамену по философии
Смотреть
Скачать


е соединения и разложения. Помимо 4 вещественных (элементарных) начал в мире существуют также две вещественные движущие силы - любовь и вражда. Отличает неподвижные звезды от движущихся планет. Поразительная догадка о том, что свету необходимо время для распространения в пространстве, огромная скорость света не позволяет нам наблюдать длительность этого процесса. Растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось постепенно. На первой стадии возникли отдельные органы будущих животных, на второй стадии происходило сочетание разнородных частей. Большинство из них погибли, уцелели только те, в которых части случайно оказались подходящими друг другу. Из сохранившихся образований на третьей стадии составилось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появляются только на 4 стадии - стадии порождений.

Анаксагор. Основная задача философии А - согласование провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства. Мир не есть единство, чуждое различий и множеств. Он состоит из бесконечного числа делимых до бесконечности частиц.

В каждой вещи есть частица другой. Жизнь мира есть процесс. Ум - сила, приводящая частицы в движение и производящая видимое в настоящее время состояние мира. В исходном состоянии мира все вещи были смешаны. Затем “ум”, т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вследствие которого стали отделяться друг от друга ранее смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, светлое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огромные области: область огненного эфира - теплого, светлого и сухого вещества и область воздуха - вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В дальнейшем путем сгущения выделились облака, из облаков - вода, из воды - земля и из земли - камни. Земля плоская, имеет форму барабана и держится на воздухе. Светила - камни, захваченные круговращением эфира. Солнце - раскаленная глыба. В природе господствует необходимость.

8. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

В V в до н. э. возникает новая форма материализма - атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит. Атомисты предполагали существование бесчисленного множества телесных частиц, но они 1) допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц, и 2) отрицая за частицами способность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые “атомы”.

Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, сформулировавший основное положение атомистического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Продолжатель учения Л крупнейший представитель древнегреческого материализма Демокрит (ок. 460 - начало IV в. до н. э.). исходное положение атомистической системы Д - тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Признание универсальной причинности. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются круглые, гладкие и весьма малые атомы. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души Д отвергает. Из смертности души следует отрицание загробного мира.

Учение Д о познании. Исходным началом и основанием познания Д признавал ощущения. Д различает то, что существует “во мнении”, от того, что существует в действительности. Д разрабатывалась логика.

Взгляды на общество. Политику Д рассматривал как важнейшее искусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии. Идеал Д - жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшим условием общественной жизни Д считает разделение труда.

9. Фил-фия Сократа (469 - 399 до н. э.).

Философия в понимании С не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание: “познай самого себя”. Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). В своей этике С отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его пониманием о добродетели и благе. Мудрость - совершенное знание. Сократ был первым философом, поставившим в центре внимания человека. Крупнейшим продолжателем С был Платон.

11. Религия в опыте человека.

Религия - в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Религия - специфическое ценностное отношение человека к миру: преклонение перед совершенным абсолютом, высшим идеалом, ориентация на безусловную программу поведения, на универсальные принципы (личная ответственность, доброделание, вера, надежда, любовь). Религиозное сознание выступает как одна из форм общественного сознания. Религия (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение,

а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Различают следующие ступени развития религии: 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; 3) религия искупления, которая возникает из чувства “греховности”, не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просвещения. Атеизм - учение, направленное на опровержение религиозных взглядов. Сущностью религиозного сознания является признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия (иллюзорное удвоение мира). Священные книги (Веды, Авеста, Библия, Коран) - уникальные историко-социальные, религиозно-философские и литературные памятники всемирной истории, носители общечеловеческих ценностей, рубежи культурной работы человечества. Общественные сюжеты в священных книгах: мать и дитя, учитель и ученики, надежда на чудо, предательство как духовное падение и др.

13. Человек и прогресс.

Прогресс - исторически необходимое направление развития общества. Любая теоретически выстроенная схема исторического прогресса проще реальной истории.

Марксистская концепция прогресса. Марксизм отказался от понимания прогресса как примитивно-однолинейного процесса и движения по кругу. В общем развитии общества наряду с прогрессивным движением вперед существуют и понятные движения, носящие деструктивный характер, т. е. имеет место регресс. Марксизм подчеркнул противоречивый характер исторического процесса. История - это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс отрицания, преемственности и новации. История общества - закономерный поступательный процесс, противоречия которого являют собой источник, движущую силу общественного прогресса. Философы по-разному понимали сущность прогресса, и это понимание в немалой степени зависело от того, какой критерий виделся в основании этого прогресса - сознание свободы, степень развития человеческого разума и т. п. По марксизму, высший критерий общественного прогресса - развитие производительных сил. Главное в производительных силах - сам человек. Действительным критерием общественного прогресса выступает способ производства. Общественный прогресс совершался как противоречивый процесс.

Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом “гуманизм”, обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

15. Чел-во перед вызовом глоб-х проблем.

Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Роковым для судеб человечества вызывом стал такой уровень познания, овладения и “контроля” человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, породив тем самым архиглобальную проблему - проблему войны и мира. Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Один из рациональных способов организации разумного природопользования, который просматривается в ближайшем будущем, - это изменение производственной технологии. Но для этого изменения требуется и изменение ценностных ориентаций человека- формирование его экологического мышления, новой экологической этики. Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а во-вторых, выработки межгосударственной стратегии, зависят судьбы общественного прогресса.

Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления.

16. Человек в экологическом измерении.

Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географич. среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Воздействие общества на природу обуслов-тся развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером обществ-ых отнош. . Чел. во является частью биосферы.

Экология - комплексн. научн. напр-е, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического развития системы “общество - природа”. Осуществление воздействия человека на природу не может происходить вопреки ее законам, в противном случае это оборачивается непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Современная экологич. ситуация требует от чело-века именно такого отношения к природе. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении с природой.

Годы жизни

Милетская школа 6-7 вв до н. э.

Фалес 640-562 до н. э.

Анаксимандр 611-546 до н. э.

Анаксимен 585-524 до н. э.

Гераклит Эфесский 540-480 до н. э.

Элейская школа



Страницы: 1 | [2] |




 




 
Показывать только:

Портфель:
Выбранных работ  

На данный момент в нашей базе:
Рефераты: 60160
Дипломные работы: 626
Курсовые работы: 2381
Шпаргалки: 1034
Доклады: 12078
Сочинения: 5238
Изложения: 1016
Топики: 1546
Бестселлеры: 9
Авторские материалы: 6802
Отчеты: 1

Всего работ: 90891

Рубрики по алфавиту:
АБВГДЕЖЗ
ИЙКЛМНОП
РСТУФХЦЧ
ШЩЪЫЬЭЮЯ

 

 

Ключевые слова страницы: Материал к экзамену по философии | шпаргалка

НеСтудент © 2022 - Все для студентов, студенческие работы, студенческий портал.