Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Даниил Петров
Фридрих
Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель,
вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание
произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Число музыкальных сочинений, так или иначе связанных с Ницше, едва ли поддается
учету. Ведь целое поколение композиторов, работавших на рубеже XIX–ХХ вв., в
той или иной степени испытало на себе влияние Ницше.
Первое
знакомство с сочинениями Ницше способно было оказать колоссальное эмоциональное
воздействие и привести подчас к неожиданному всплеску творческой энергии. Так
было, например, с молодым Карлом Орфом (1895–1982), который в 17 лет, не
получив еще никакого систематического музыкального образования, взялся за
сочинение оратории “Заратустра” на текст “Ночной песни” и сумел закончить эту
трудоемкую работу, хотя прежде пробовал свои силы только в малых жанрах.
Потрясение, вызванное идеями и образами Ницше, заставляло композиторов
обновлять средства своего искусства. Если сравнить, например, песни Фредерика
Дилиуса на стихи Ницше (1898) с тем, что он писал ранее, можно заметить,
насколько сложнее и утонченнее стал его музыкальный язык. Воздействие Ницше
сказывалось — в более обобщенных формах — на самоощущении художников,
убежденных в том, что они вправе сами устанавливать законы своего искусства, не
считаясь с мнением “толпы”, слушателей и критиков. Эта убежденность в ценности
независимого художественного творчества, подчас казавшаяся со стороны
высокомерием, была в высшей степени присуща Рихарду Штраусу, испытавшему в
молодые годы мощное влияние Ницше.
Философия
Ницше соприкасалась с проблематикой искусства на рубеже XIX–ХХ веков. Дело не
только в том, что Ницше был интерпретатором творчества Вагнера, на котором
воспитывались многие его младшие современники. Ситуацию можно видеть гораздо
шире. Тяжелейшая и опасная задача, поставленная Ницше, — мыслить жизнь, мир и
человека в свете открывшейся ужасной истины: “Бог мёртв”, — предполагала помимо
прочего, что можно создавать такое произведение, такую книгу, которая, как
новое евангелие, несет в себе новую весть о мире и человеке. У Ницше эта книга —
“Так говорил Заратустра”. Она, если не считать стихотворений из “Веселой
науки”, фактически исчерпывает список произведений Ницше, к которым обращались
композиторы. И хотя ни один из них не мог даже подумать об отражении всего
того, что есть в этой книге, в некоторых случаях достигается удивительное
соответствие музыкального произведения, его функции в творчестве композитора,
исключительной и небывалой роли, уготованной “Заратустре”. Среди таких
произведений нужно назвать прежде всего “Мессу жизни” Дилиуса и Третью симфонию
Малера, дающих нам пример того, что часто называют немецким словом
“Weltanschauungsmusik” — “музыка мировоззрения”. Это сочинения, в которых
сознательно выражен определенный взгляд на мир, индивидуально выработанный и
обоснованный.
Множество
сочинений на тексты Ницше написаны в жанре оратории или кантаты, который
представлял композитору широкие возможности в выборе и комбинировании текста и
богатейшие средства оркестра, хора, солирующих человеческих голосов. Помимо
названных Орфа и Дилиуса подобные сочинения есть у Карла Блейле, Альфонса
Дипенброка, Фридриха Фришеншлагера, Оскара Фрида, Э. фон Резничека и др.
Другую
группу составляют инструментальные произведения, имеющие литературную программу
(в виде названий, пояснений и т. п.). В таких случаях композитор, обращаясь к
средствам лишь инструментальной музыки, воссоздает в ней образный строй
литературного сочинения. Подобным образом обращались к Ницше Рихард Штраус, Ян
Ингенховен, Конрадо дель Кампо.
Наибольший
охват имен дают песни на слова Ницше. Совершенство его поэзии привлекало к
стихам Ницше даже тех композиторов, которые не проявляли заметного интереса к
его философским взглядам. Поэзия Ницше звучит в песнях В. Петерсона-Бергера, Ф.
Дилиуса, А. Веберна, А. Шёнберга, Л. Рожицкого и др. Обращались к Ницше и
русские композиторы: С. И. Танеев (“Среди врагов”. Пер. Эллиса. 1908), Н. К.
Метнер (пять песен на оригинальные немецкие тексты. 1908–1909).
Представленный
краткий обзор касается произведений, написанных в конце XIX — начале ХХ вв. Позднее,
в иной культурной ситуации, количество музыкальных сочинений, в которых
композиторы (по крайней мере значительные и известные) обращаются к творчеству
Ницше, снижается. Можно назвать мужские хоры Хиндемита (1939), а среди
сочинений последних десятилетий — безусловно достойная внимания песня
“Umsungen” (1984) для баритона и инструментального ансамбля выдающегося
немецкого композитора Вольфганга Рима (род. 1952).
Вхождение
поэзии и философии Ницше в музыкальное творчество произошло быстро и быстро достигло
кульминации на рубеже веков. В тот период его тексты, некоторые из которых
клались на музыку множество раз (например, “Ночная песня” и “Песнь опьянения”
из “Заратустры”, стихотворение “Странник”), заняли место рядом с самым главными
“музыкальными” текстами — Священным писанием, поэзией Гёте или Пушкина. Ниже мы
предлагаем очерки, посвященные композиторам той кульминационной для музыкальной
ницшеаны эпохи и отдельным их произведениям, навеянным творчеством великого
философа и поэта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nietzsche.ru
|