Население и
государственное устройство Пакистана
Демографические
сведения
Численность
населения страны в 2003 оценивалась в 150,69 млн. человек, тогда как в 1901 на
территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей.
Следовательно, примерно за 100 лет произошло почти девятикратное увеличение
населения. Средняя плотность населения в 1999 равнялась 184 человека на 1 кв.
км, при максимальной плотности в Пенджабе и минимальной – в Белуджистане. Темпы
демографического роста в 2003 составляли 2,01% в год. Ожидаемая
продолжительность жизни – 61,3 года для мужчин и 63,14 – для женщин (2003).
Пакистан пытался ограничить рост населения с помощью программы планирования
семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по
пропаганде противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным
1987–1994, лишь 12% супружеских пар.Коэффициент рождаемости в 2003 составил
29,59 на 1000 человек, а коэффициент смертности – 8,79 на 1000 человек.
Миграция
С древнейших
времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные миграции населения.
Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские
племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же
путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, вместе с ними
распространялись их религия и культура.
Несколько
крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920
британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из
Восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в
Западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения
земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов.
Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших
независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн.
человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. – в обратном направлении,
т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в
основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2
млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. – в
Белуджистане и у северо-западной границы.
В 1970–1980-е
годы многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2
млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и
странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на
нефтепромыслах Персидского залива понизились и началась массовая репатриация.
Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению
до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана.
В самом
Пакистане происходит постоянный отток сельского населения в города. В 1995 в
городах проживало 35% населения страны.
Города
В составе
населения крупных городов наблюдается значительная доля беженцев из Индии
(мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из шести крупнейших городов беженцы
составляют более 40% жителей.
Важнейший из
городов – Карачи с населением ок. 9,2 млн. человек (конец 1990-х годов). Здесь
преобладают говорящие на урду выходцы из Индии, важную роль играет прослойка
беженцев-гуджаратцев, хотя и значительно меньшей численности. Сложились также
крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей
государства до 1959, а в настоящее время является административным центром
провинции Синд. Следующий по величине город – Лахор, столица Пенджаба, с
населением более 5 млн. человек. В Лахоре, который многими рассматривается как
средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший Пенджабский
университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее – Лайалпур), выросший в
колониальную эпоху в зоне орошаемых при помощи густой сети каналов земель,
занимает третье место по численности населения (ок. 2,0 млн. человек), центр
торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по
размерам город – Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 1 млн.
жителей. С 1959 какое-то время являлся столицей страны – до тех пор, пока в 13
км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в
конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим
пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан,
Гуджранвала и Пешавар.
Этнический
состав и языки
Официальный
язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне
наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В
сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется
английский.
На панджаби
говорит примерно 63% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане
этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и
сикхизм. На синдхи говорят ок. 12% пакистанцев. Пушту – язык пуштунов, живущих
главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен
также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и
брагуи.
Два важных для
страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры
прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне
Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно
синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь 8% пакистанцев считают урду
родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан
статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в
государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в
основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в
Карачи.
Панджаби,
синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и
белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной
главным образом на юге Индии.
Конфессиональный
состав
Государственная
религия – ислам, его исповедуют свыше 97% жителей Пакистана (примерно три
четверти составляют сунниты и одну пятую – шииты). Кроме того, насчитывается значительное
число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство
страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама.
Христиане и индусы составляют примерно по 1,5% всего населения. Часть христиан
представляют португальцы – иммигранты из Гоа, а часть – коренные жители. Индусы
покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторые из них продолжают жить
в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная
община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.
Государственное
устройство
Исторический
фон. После того как преимущественно мусульманские районы Британской Индии
образовали независимый Пакистан, государству предстояло обеспечить единство
страны, разнородной в этнолингвистическом и географическом отношениях. Ее
восточная и западная части были отдалены на 1600 км. Между ними располагалась
территория Индии. Восточный Пакистан, населенный бенгальцами, оказался
однородным в национальном отношении, в отличие от Западного Пакистана, который
населяют несколько крупных этносов. Однако политическая и экономическая власть
была сосредоточена в Западном Пакистане.
Принятый
британским парламентом в 1935 Закон об управлении Индией в 1947 был утвержден с
необходимыми поправками как временная конституция нового доминиона Пакистан.
Перед Учредительным собранием, члены которого были выбраны косвенным путем (в
законодательных собраниях провинций), были поставлены задачи: разработать
постоянную конституцию и выполнять функции национального парламента. Главой
государства становился генерал-губернатор (на которого были возложены
обязанности прежнего вице-короля), представлявший английскую королеву, а главой
правительства – премьер-министр, подотчетный парламенту.
Ведущей
политической силой в стране стала Мусульманская лига, которая получила широкую
поддержку населения в своей борьбе за независимый Пакистан. Лидер Лиги Мухаммад Али Джинна занял пост
генерал-губернатора, а его заместитель Лиакат Али Хан стал первым премьер-министром
Пакистана.
В 1955
Учредительное собрание приняло решение объединить все западные провинции и
княжества в единую провинцию Западный Пакистан. На следующий год получила
одобрение новая конституция, которая провозглашала государство Исламской
Республикой Пакистан с президентом во главе законодательной власти и
премьер-министром во главе исполнительной власти. Конституция предусматривала
«паритет» обеих провинций страны, согласно которому более многолюдный Восточный
Пакистан имел в парламенте столько же депутатов, сколько Западный Пакистан. В
1958 президент Искандер Мирза приостановил действие конституции и ввел военное
положение. Главой военной администрации был назначен генерал Мухаммад Айюб Хан,
который в октябре 1958 занял пост президента, отправив Мирзу в изгнание.
Айюб Хан провел
в стране административную реформу, в результате которой была создана сеть
самоуправляющихся территориальных единиц, жители которых выбирали своего
представителя в первичные органы самоуправления – «союзы», выполнявшие
консультативные и административные функции.
Конституцией
1962 предусматривалась президентская форма правления. Государство оставалось
федеративным образованием, состоящим из двух провинций: Восточного Пакистана и
Западного Пакистана. В 1969, после массовых выступлений населения, направленных
против правящего режима, было снова введено чрезвычайное положение, а власть
передана генералу Ага Мухаммад Яхья Хану.
Яхья Хан
отменил конституцию 1962 и осуществил разделение Западного Пакистана на четыре
прежние провинции: Синд, Пенджаб, Северо-Западную Пограничную провинцию и
Белуджистан. В декабре 1970 в стране состоялись первые прямые выборы в
парламент, на которых с целью умиротворения Восточного Пакистана был принят
принцип «один человек – один голос». Реально это означало обеспечение
большинства в новом Национальном собрании представителям руководимой Шейхом Муджибур Рахманом партии Авами лиг
(Народная лига). Авами лиг получила все предназначавшиеся Восточному Пакистану
депутатские мандаты, кроме двух, а Пакистанская народная партия (ПНП) во главе
с Зульфикаром Али Бхутто победила в
Западном Пакистане. Муджибур Рахман и Бхутто не смогли достичь согласия во
взглядах на будущее конституционное устройство и основы управления страной.
После того как Яхья Хан отложил созыв Национального собрания, разгорелась гражданская
война. Восточный Пакистан, получив вооруженную помощь со стороны Индии, добился
независимости и 16 декабря 1971 был провозглашен Республикой Бангладеш. Через
несколько дней Яхья Хан был вынужден сложить свои полномочия и передать власть
Бхутто, принявшему на себя обязанности президента Пакистана.
При Бхутто была
утверждена временная конституция (1972), а в 1973 принята постоянная
конституция, предусматривавшая парламентскую систему правления. Премьер-министр
отвечал перед высшим законодательным органом страны. Бхутто занял пост
премьера. В марте 1977 прошли парламентские выборы, которые убедительно
выиграла партия ПНП. Однако их итоги вызвали сомнения, что привело к массовым
волнениям. В июле генерал Мухаммад Зия-уль-Хак, командовавший вооруженными
силами, отправил Бхутто в отставку, ввел чрезвычайное положение, а в 1978 стал
президентом Пакистана. Управлять страной ему помогали военный совет и
правительство.
Зия выдвинул
программу приведения законов страны в соответствие с принципами ислама и в этой
связи одобрил в 1981 создание Федерального консультативного совета
(Маджлис-и-шура). В 1985 Зия, начавший постепенный переход к гражданскому
правлению, объявил о предстоящих выборах в Национальное собрание и
законодательные органы провинций, но исключительно на непартийной основе, и о
формировании кабинета министров. Годом позже президент отменил чрезвычайное
положение и восстановил действие конституции 1973, в которую были внесены
изменения, заметно расширявшие президентские полномочия. В 1988 правительство
было отправлено в отставку, а парламент распущен. В августе Зия-уль-Хак погиб в
авиационной катастрофе. На парламентских выборах 1988, проведенных на партийной
основе, победила ПНП. Ее лидер Беназир
Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто, возглавила кабинет министров. В августе
1990 президент Гулам Исхак Хан сместил Бхутто с ее поста, обвинив правительство
в непотизме, коррупции и злоупотреблении властью. Временно обязанности премьера
согласился исполнять Гулам Мустафа Джатой. На всеобщих парламентских выборах в
октябре 1990 ПНП потерпела серьезное поражение от Исламского демократического
альянса, которым руководил Наваз Шариф. Реванш Б.Бхутто в октябре 1993 привел к
новой смене правительства, но в 1996 кабинет министров Бхутто был вновь
отстранен от власти президентом. Последующие выборы в феврале 1997 выиграла
Пакистанская мусульманская лига, глава которой Наваз Шариф занял пост премьера.
Президент и
правительство Пакистана
Согласно
конституции 1973, Исламская Республика Пакистан является федеративным государством.
Высшее должностное лицо страны – президент, которого избирают на пятилетний
срок члены коллегии выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и
провинциальных законодательных собраний. Исполнительные функции осуществляет
руководимое премьер-министром правительство. Законодательная власть в стране
принадлежит двухпалатному парламенту. Большинство депутатов Национального
собрания выбираются населением на 5 лет, члены Сената – на 6 лет
законодательными органами провинций. Президент назначает премьер-министра и
членов его кабинета с одобрения большинства членов Национального собрания.
Ранее глава государства имел полномочия распускать парламент страны и объявлять
новую избирательную кампанию, но внесенные в 1997 в текст конституции изменения
лишили его этого права.
Судебная
система
Верховный суд
состоит из председателя (главного судьи Пакистана) и других членов. Следующую
инстанцию образуют расположенные в Карачи, Кветте, Лахоре и Пешаваре Высшие
суды провинций, которые руководят деятельностью нижестоящих судебных органов в
своей провинции: окружных судов, магистратов разного класса и мировых судов. В
годы правления Зия был создан также Федеральный шариатский суд, который решает,
соответствуют ли законы канонам исламского права.
Административный
аппарат
В
государственных учреждениях работают преимущественно профессионалы. Их верхний
слой формируют прошедшие хорошую подготовку чиновники Государственной службы
Пакистана, некогда включавшей 1000–1500 человек и упраздненной в 1973 при
Зульфикаре Али Бхутто.
Политические
партии
В стране
представлены партии разной ориентации, часть которых носит региональный
характер. Мусульманская лига была ведущей силой в 1940-е годы, но позднее
разделилась на ряд фракций. Коалиция фракций сохраняла доминирующее положение
при Айюб Хане с 1962 по 1969. Партия Авами лиг (Народная лига) была основана в
1949 и под руководством Шейха Муджибура Рахмана завоевала почти все
парламентские места от Восточного Пакистана на выборах 1970. В следующем году
она стала правящей партией независимой Бангладеш. Зульфикар Али Бхутто основал
в 1967 Пакистанскую народную партию (ПНП), выступавшую под лозунгом «исламского
социализма». ПНП в 1970 получила 3/5 депутатских мест от Западного Пакистана и
была самой влиятельной политической организацией страны в 1971–1977.
После
установления в 1977 военного режима деятельность партий была ограничена. На
выборах 1985 наибольшее число мест в Национальном собрании досталось
Пакистанской мусульманской лиге (фракция Погаро), и ее лидер Мухаммад Хан Джунеджо
был выдвинут на пост премьер-министра. Главным оппозиционным объединением стало
многопартийное Движение за восстановление демократии (ДВД; основано в 1981). В
него вошли крайне левая Народная национальная партия и ПНП, которой руководила
Беназир Бхутто. ДВД требовало возобновить действие конституции 1973 и призывало
бойкотировать выборы 1985. После того как Зия сместил Джунеджо в 1988,
политическая активность в стране была восстановлена. Судебные органы
подтвердили, что партиям разрешается принимать участие в выборах. Прежние
сторонники Зия-уль-Хака образовали новый Исламский демократический альянс
(ИДА), который возглавил Наваз Шариф, стоявший у руля ее основной силы –
проправительственной фракции Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ). На выборах в
Национальное собрание в ноябре 1988 ПНП получила 93 из 205 депутатских мест,
ИДА – 55. Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра и оставалась у власти до
августа 1990. На парламентских выборах в октябре 1990 одержал победу блок
Исламский демократический альянс во главе с Навазом Шарифом, сформировавшим
правительство. После внеочередных выборов в Национальную ассамблею в 1993 снова
победила ПНП, а ее лидер Б.Бхутто возглавила правительство. На парламентских
выборах в феврале 1997 подавляющее большинство депутатских мест (135) получила
Пакистанская мусульманская лига (у ПНП всего 19 мест), а премьер-министром стал
Наваз Шариф. Однако в октябре 1999 в результате бескровного переворота его
правительство было свергнуто, а сам Наваз Шариф и несколько министров его
кабинета были помещены под домашний арест. В результате к власти пришли военные
под руководством Главного администатора Пакистана Первеза Мушаррафа .
Вооруженные
силы
Благодаря
помощи со стороны США и ряда других стран пакистанские войска хорошо обучены и
оснащены современным оружием. В 1998 сухопутные вооруженные силы насчитывали
450 тыс., морские 16 тыс. и воздушные 17,6 тыс. человек. Армия всегда обладала
в стране огромным влиянием. Генералы часто переходили на высокие должности в
гражданской администрации, активно участвовали в политических событиях страны,
вводили чрезвычайное положение и устанавливали контроль над правительством.
Внешняя
политика
В 1947 Пакистан
был принят в ООН и в том же году стал членом Британского Содружества наций. В
1972, когда Великобритания и другие страны Содружества признали Бангладеш,
Пакистан вышел из его состава и вернулся только в 1989. Внешняя политика
Пакистана определялась прежде всего тем, как складывались отношения с соседями
– Индией и Афганистаном, что отражалось на характере дипломатических связей
даже со сверхдержавами. С 1970 Пакистан – член Организации Исламская
конференция, с 1979 – Движения неприсоединения, с 1985 – Ассоциации
регионального сотрудничества Южной Азии и Организации экономического сотрудничества
и развития.
На протяжении
более 50 лет Пакистан находится в состоянии конфликта с Индией по вопросу
о Кашмире. В 1947–1948 эти государства
оказались из-за этого на грани войны. В 1972 при посредничестве ООН в Кашмире
удалось провести демаркационную линию. Юго-восточные районы Кашмира остались
под управлением Индии, а остальная часть бывшего княжества, известная как Азад
(Свободный) Кашмир, контролируется Пакистаном. В его состав под названием
«Северные территории» частично интегрированы горные местности на севере
Кашмира, включающие Гилгит, Хунзу и Балтистан, но их жители не участвуют в
выборах в общепакистанские органы власти. Спор о разделе вод системы Инда
омрачал индийско-пакистанские отношения, пока не нашел успешного разрешения в
договоре 1960, заключенном при посредничестве Всемирного банка.
В 1990 в
Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых индийская
сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое участие, признавая за собой
право на дипломатическую поддержку кашмирских мусульман и настаивая на
проведении в штате Джамму и Кашмир референдума в соответствии с резолюциями
ООН. Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска с кашмирской территории, а
отказ от референдума, в чем ее обвиняет Пакистан, объясняет тем, что законодательное
собрание штата высказалось за его полную интеграцию с Индией. В итоге никакие
акции по разрешению конфликта не предпринимались. В 1998 индийское
правительство, возглавляемое представителями партии Бхаратия джаната, и
пакистанское правительство во главе с Навазом Шарифом согласились обсудить все
спорные вопросы, включая кашмирский, на дипломатическом уровне.
В 1950-х годах
Пакистан подписал двусторонний договор с США и в 1954–1972 входил в
региональный военный блок СЕАТО, а в 1955–1979 – в Багдадский пакт (позднее
СЕНТО). В 1962, после того как произошли вооруженные столкновения между Индией
и Китаем, Пакистану удалось достичь согласия по пограничным проблемам и
упрочить добрососедские контакты с КНР.
На протяжении
1970-х годов Пакистан укреплял связи с развивающимися странами Среднего Востока
и других регионов «третьего мира». В 1974 провел конференцию лидеров
мусульманских государств. Налажены отношения с Саудовской Аравией и эмиратами
Персидского залива.
Власть в Кабуле
никогда не принимала в качестве официальной государственной границы линию
Дюранда, которой Великобритания в 1893 отделила от Афганистана пуштуязычные
районы, оказавшиеся под ее контролем. Кабул стремился также, сначала в 1950-х и
затем в 1970-х годах, поощрять сепаратистские устремления пуштунов в
Северо-Западной Пограничной провинции, выступая с предложением создать
государство Пуштунистан. Однако сам Афганистан как слабый сосед не вызывал
серьезной тревоги. Выступление исламистов-консерваторов в 1978 против нового,
придерживавшегося левых взглядов правительства в Афганистане и вторжение
советской армии в эту страну в 1979 кардинально изменили ситуацию. За несколько
лет в Пакистан прибыли 3 млн. афганских беженцев. Главное же состояло в том,
что Афганистан, оказавшись потенциальным союзником Индии, стал бы представлять
реальную угрозу для безопасности Пакистана. Поэтому в 1980-х годах на его
территории афганские повстанцы получили надежное убежище и возможность
организовывать военные лагеря. Через Пакистан поступали вооружения для моджахедов
из США и Саудовской Аравии. Военная помощь была оказана и самому Пакистану.
После того как советский воинский контингент был выведен из Афганистана в
1988–1989, бойцы сопротивления перешли к внутренней гражданской войне. Пакистан
пытался содействовать ее прекращению и достижению согласия между враждебными
группировками.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|